Речевые нарушения — как вовремя распознать и помочь ребенку
Речь начинает формироваться у детей уже с первых месяцев после рождения — сначала в виде гуления и лепета, затем отдельных слов и предложений. Но, как показывает практика, далеко не у всех этот процесс проходит гладко и, зачастую, ребенку требуется помощь. Задержка речевого развития и различные нарушения речи — это одна из самых распространенных причин обращения к детским врачам. Родителям важно знать, как распознать проблемы на раннем этапе, какие у них могут быть причины, и какие современные методы коррекции сегодня используют врачи. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Симптомы задержки речевого развития
Для начала стоит сказать о том, как своевременно распознать задержку речевого развития у ребенка. Задержка речевого развития – это овладение речью позже, чем в норме.
В частности, стоит обратить внимание на следующие признаки:
- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
- в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
- в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
- использует жесты и мимику взамен речи.
Конечно, некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников, поэтому приведенные сведения являются ориентировочными. Тем не менее, при их появлении ребенка лучше все-таки показать специалисту.
Обычно родители начинают обращать внимание на проблемы с речевым развитием ближе к 3 годам. Важно понимать, что легче всего коррекции речевых нарушений поддаются дети дошкольного возраста.
Причины нарушения и задержки развития речи
Своевременное внимание со стороны врачей необходимо и потому, что причины таких патологий могут быть далеко не самыми безобидными. В частности, причинами таких нарушений могут быть состояния и заболевания перинатального периода, врожденные аномалии строения головного мозга, различные расстройства аутистического спектра и генетические синдромы, нарушения слуха и зрения, неврологические заболевания и другие патологии.
Иногда задержка речевого развития возникает в связи с так называемыми социальными факторами, то есть педагогической запущенностью и недостатком семейного общения, что, несомненно, тоже требует внимания.
К кому обращаться
Учитывая, что причины задержки развития речи у детей могут быть разными, необходим комплексный подход. Согласно рекомендациям, в первую очередь, ребенка должны осмотреть детский невролог и логопед, по показаниям — нейропсихолог (а иногда и психиатр) и сурдолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация генетика и офтальмолога.
Важно, чтобы в каждом конкретном случае была составлена индивидуальная программа лечения. Кому-то может быть достаточно только лишь занятий с логопедом, другим может потребоваться помощь сразу нескольких специалистов. Решается этот вопрос в ходе осмотров и проведения комплексной диагностики.
Современные методы коррекции речевых нарушений
Современные технологии открывают перед врачами, психологами и логопедами новые возможности, позволяющие значительно увеличить эффективность терапии и добиться результатов в более короткие сроки. К таким технологиям, которые сегодня доступны родителям, в частности, относятся программно-аппаратный комплекс «БОС» и программно-методический комплекс ArtikMe («Умное зеркало»).
Программно-аппаратный комплекс «БОС»
Данная технология построена на методе биологической обратной связи и используется для обучения детей и взрослых навыкам саморегуляции: пониманию работы своего организма и физиологичному формированию необходимых умений.
Как это работает? При выполнении логопедических заданий тренажер регистрирует частоту дыхания и сердечных сокращений. Анализ этих данных позволяет понять, с чем именно связанны нарушения, и как их можно скорректировать. Учитывая эту информацию, подбирается курс тренировок на аппарате.
При этом занятия проводятся в игровой форме — на монитор выводится мультфильм или специальная компьютерная игра, а за выполнение заданий ребенок получает определенные награды. Такой подходом мотивирует ребенка заниматься, делая это с интересом. Что, конечно, положительно влияет на усвоение им информации.
Во время сеанса рядом находится логопед, который помогает ему закрепить знания и использовать их в обычной жизни. Такие занятия оказывают положительное влияние на физические процессы в организме, эмоции, интеллект, внимательность. В частности, они показаны при различных функциональных расстройствах речи, заикании, нарушении голосовых функций, нарушении речи после черепно-мозговых травм, а также при заболеваниях, связанных с повышенной речевой нагрузкой.
Метод «БОС» может применяться для коррекции нарушений у детей с 4-х лет, подростков и даже взрослых.
Программно-методический комплекс ArtikMe
Логопедические занятия с умным зеркалом – современный метод лечения речевых, когнитивных и эмоциональных нарушений у детей. Занятия проводятся на интерактивном зеркале ArtikMe («АртикМи») — это умный прибор, в котором ребенок видит свое отражение и волшебный мир со сказочными персонажами, которые учат его правильно произносить звуки, следить за дыханием, помогают выполнять артикуляционные, звуковые упражнения. Если ребенок справляется с заданием, то получает одобрение зеркального героя.
«Умное зеркало» развивает артикуляцию, произношение звуков, закрепляет навыки звукового анализа, обогащает словарный запас. Его назначают детям от 4 до 10 лет при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, фонетическом нарушении речи, общем недоразвитии речи, дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Где доступные данные технологии
Технологии «БОС»и «Умное зеркало» доступны в Центре неврологии и развития речи «СМ-Клиника» для детей. Коррекция речевых и неврологических нарушений здесь проводится на основе совместной работы специалистов различного профиля (неврологов, логопедов, дефектологов, психологов и других). По итогам консилиума врачей разрабатывается индивидуальный план лечения с использованием современных технологий.
Специалисты центра помогают в решении различных проблем у детей всех возрастов:
- задержки двигательного, психологического и речевого развития;
- неврологические заболевания, нарушения сна;
- проблемы с поведением и самооценкой;
- зависимость от гаджетов;
- эмоциональная нестабильность;
- трудности с запоминаем информации;
- тики, заикание, энурез.
Центр неврологии и развития речи «СМ-Клиника» для детей — это центр, в котором объединены наука, медицина и педагогика. Узнать подробности и записаться на прием можно по номеру +7 (495) 777-48-49 или на сайте.
Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.