Зачем детям изучать английский язык?
Сначала давайте попытаемся ответить на вопрос:
зачем вообще маленькому ребенку нужно изучать иностранный язык?
Вот самые распространенные варианты ответов:
для кого-либо из членов вашей семьи русский язык не родной,
и вы считаете, что ребенок должен владеть вторым языком;
вас беспокоит мысль, что после трех лет начинать изучать иностранный язык уже поздно;
вы хотите, чтобы ребенок подготовился к обучению в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка;
вы часто бываете за границей вместе с ребенком и хотите,
чтобы он усвоил простые фразы на иностранном языке, необходимые для общения;
у ваших знакомых ребенок начал изучать иностранный язык в возрасте 8 месяцев.
В
зависимости от того, какой из вариантов ответа вам ближе,и нужно
подходить к вопросу о времени начала изучения иностранного языка и к
выбору методики.
Как правило, если вы живете в условиях, когда все
вокруг говорят на иностранном языке, усвоение ребенком второго языка
происходит естественным путем,и ребенок свободно может переключаться с
родного языка на другой.Таких людей, свободно владеющих двумя языками,
называют билингвами (двуязычными).
Однако было бы ошибкой считать, что в таких условиях процесс овладения языками происходит совершенно гладко и
точно так же, как и у детей, которые осваивают только один
язык.Поскольку сейчас достаточно часто возникают ситуации, когда люди
живут не в своей родной стране, лингвисты заинтересовались тем, как
происходит речевое развитие детей-билингвов. Оказывается, большинство
таких детей начинает говорить гораздо позднее,чем «одноязычные»
сверстники.
Быстро осваивая простую бытовую лексику, они часто
испытывают затруднения в продвижении на более высокий уровень
использования языка.Стоит ли пытаться искусственно создать двуязычие?
Решать вам.
В любом случае, условием успешного овладения двумя
языками является то, что объем речевой продукции (то есть всего того,
что слышит ребенок)на обоих языках должен быть примерно одинаковым.
Например, папа говорит с ребенком только на испанском языке,а мама всегда по-русски.
Постепенно
ребенок усваивает, что есть «папин» язык,а есть «мамин» и будет
обращаться к вам именно на «вашем» языке даже не задумываясь.
Как еще это можно создать двуязычную среду?
Есть
детские сады, где все занятия проводятся на иностранном языке или двумя
педагогами: один говорит по-русски, другой то же самое на иностранном
языке.
А можно пойти по испытанному пути русских аристократов,которые приглашали к себе пожить гувернантку,
говорящую
с детьми только на иностранном языке.Как правило, по-русски она
говорить не умела, поэтому ситуация тоже была вполне естественной, а
объем речевой продукции (русской и «нерусской») был примерно
одинаковым,потому что гувернантка находилась с детьми постоянно.
Если
же ваш малыш будет посещать курсы иностранного языка два раза в
неделю,пусть даже их ведет носитель языка,вы вряд ли добьетесь того,
чтобы два языка усваивались в одинаковом объеме.
Но так ли необходимо для полноценного развитияв дошкольном возрасте одинаково владеть двумя языками?
Сторонники
раннего изучения иностранных языков настаивают на том,что необходимо
активно использовать способность ребенка первых трех лет жизни впитывать
огромное количество информации. Действительно, в этом возрасте на
основе подражания ребенок может достаточно легко воспроизводить
иностранные фразы.
Занятия с детьми постарше предполагают использование других механизмов.
Поэтому
лучше говорить не о том, что «после 3-х лет уже поздно», а о том,
что«после 3-х лет нужно заниматься по-другому». Тем более, в литературе
нет доказательств тому, что дети, которые начали изучать язык в возрасте
до года к двенадцати годам будут чем-то отличаться в лучшую сторону от
тех,
кто начал изучать язык, например, в шесть лет.
Большинство детей старше трех лет готово к изучению иностранного языка с помощью традиционных игровых методик.
Что дают такие занятия ребенку?
Поскольку
ребенок воспринимает такие занятия не как уроки, а как интересную игру,
возникает мотивация к изучению иностранного языка, которая сохраняется
потом на долгие годы.
Ребенок учится воспринимать на слух иностранную
речь и общаться на элементарном уровне: сообщать о себе основную
информацию, рассказывать о том, что он любит, чего не любит, что умеет
делать.
На занятиях дети разучивают рифмовки, считалки, песенки,
таким образом, вырабатывается правильное произношение. Занятия с
дошкольниками, как правило, не предполагают знакомство с буквами.
Этот устный этап является подготовкой к дальнейшему овладению чтением и письмом.
В
таком виде занятия очень полезны для общего психического развития
ребенка,потому что развивают внимание, память, фонематический слух.Если
родной язык для ребенка является чем-то естественным,
о чем можно не
задумываться, изучение иностранного языка помогает осознать,что речь
состоит из слов, слова из звуков.Это очень важное для ребенка открытие.
Малыш постепенно начинает и к родному языку относится как к объекту изучения, анализируя и сравнивая языки между собой.
Некоторые
родители считают, что до школы вообще не нужно изучать иностранный
язык. Официально ни одна школа, даже языковая не настаивает на том,что у
ребенка при поступлении в первый класс должен быть какой-то опыт
изучения иностранного языка. Да, это так. Но на практике оказывается,
что большая часть будущих первоклассников все-таки уже немного знакома с
иностранным языком, поэтому если ваш малыш окажется в классе
единственным, кто все это слышит в первый раз, ему будет неуютно.
Бывают ли ситуации, когда раннее изучение иностранного языка нежелательно?
Обычно
логопеды выступают против занятий иностранным языком в тех случаях,
когда у ребенка есть серьезная задержка речевого развития. Но в каждом
конкретном случае, прежде чем отказаться от занятий иностранным языком,
нужно проанализировать, какие именно проблемы у ребенка,и какие
особенности методики изучения иностранного языка ему противопоказаны.